Статья 14313

Название статьи

АНГЛИЙСКИЙ КАК «МИРОВОЙ» ЯЗЫК: НА ПУТИ К НАДНАЦИОНАЛЬНОМУ ИДИОМУ

Авторы

Хижняк Сергей Петрович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка, теоретической и прикладной лингвистики, Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1), khizhnyaksp@inbox.ru

Индекс УДК

811.111

Аннотация

Актуальность и цели. В настоящее время на основе английского языка образуются его различные национальные идиомы, характеризующиеся рядом специфических признаков в сфере фонетики, лексики и грамматики. Цель статьи – рассмотреть современные подходы к выявлению специфики процесса глобализации английского языка и изменений, происходящих в нем при формировании его региональных вариантов.
Материалы и методы.
Изучение указанного процесса проведено на основе обобщения существующих в современной лингвистике и лингводидактике точек зрения на сущность и характерные особенности формирования национальных идиомов с учетом разных уровней системы языка. Источниками анализа послужили теоретические работы в области социолингвистики и методики преподавания английского языка в России и за рубежом.
Результаты.
На основе сопоставления фонетических, лексических и грамматических явлений в национальных идиомах английского языка выявлены определенные закономерности, характеризующие группы таких идиомов. Описанные в статье языковые факты обусловливают практическую значимость работы для современной лингводидактики.
Выводы.
Высказана гипотеза о возможности формирования наднационального идиома английского языка на основе смешения его новых региональных вариантов (национальных идиомов).

Ключевые слова

английский язык, национальный идиом языка, глобализа-ция, языковые контакты, лингва франка.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Савицкий, В. М. Национальная специфика английской речи (грамматический аспект) / В. М. Савицкий, А. Е. Куровская. – М. : Pearson Education ; Изд-во МГПУ, 2004. – 145 с.
2. Brumfit, C. J. Individual Freedom in Language Teaching: Helping Learners to De-velop a Dialect of their Own / C. J. Brumfit. – Oxford : Oxford University Press, 2001. – 214 p.
3. Brock-Utne, B. The Growth of English for Academic Communication in the Nordic Countries / B. Brock-Utne // International Review of Education. – 2001. – V. 47, № 3–4. – P. 221–233.
4. Швейцер, А. Д. Введение в социолингвистику / А. Д. Швейцер, Л. Б. Николь-ский. – М. : Высшая школа, 1978. – 216 с.
5. Lado, R. Teaching Cross-Cultural Communication / R. Lado. – L. : London Universi-ty Press, 2005. – 246 p.
6. Cachru, B. B. World Englishes and English-using Communities / B. B. Cachru // Annual Review of Applied Linguistics. – 1997. – № 17. – P. 66–87.
7. Ur, P. English as a Lingua Franca and Some Implications for English Teachers / P. Ur. – URL: http: www.tesol-france.org.
8. Jenkins, J. Euro-English / J. Jenkins, M. Modiano, B. Seidhofer // English Today 68. – 2001. – V. 17, № 4 (October). – P. 13–19.
9. Seidlhoffer, B. A Concept of International English and Related Issues: from «Real English» to Realistic One / B. Seidlhoffer. – Strasbourg : Council of Europe, 2003. – 28 p.
10. Melchers, G. World Englishes: An Introduction / G. Melchers, Ph. Shaw.– L.:Hodder Arnold, 2003. – 240 р.
11. House, J. English as lingua franca: A threat to multilingualism? / J. House // Journal of Sociolinguistics. – 2003. – № 7/4. – P. 556–578.
12. Kingsley, B. English in Asia, Asian Englishes, and the Issue of Proficiency / B. Kingsley // English Today 94. – 2008. – V. 24, № 2 (June). – P. 3–12.

 

Дата создания: 01.03.2014 10:44
Дата обновления: 01.03.2014 10:45